Основные причины снижения зрения у взрослых и детей

Для детей с нарушением зрения существует специальная программа Плаксиной Л.И., которая является единственной образовательно-воспитательной программой, базирующейся на комплексном подходе в учебном процессе.

Причины нарушения зрения у детей

  • генетически обусловленные заболевания — изменение размеров глазного яблока, катаракта и многие другие;
  • врожденные доброкачественные образования в головном мозге ребенка, которые проявляются по мере взросления малыша;
  • разнообразные заболевания матери во время беременности (вирусные и инфекционные заболевания или нарушение обмена веществ, сильные психологические потрясения);
  • наследственная предрасположенность — обычно она включается в моменты сбоя работы нервной системы, поэтому так важно создавать для малыша спокойные условия развития, без стрессов и потрясений;
  • социальные и бытовые условия (плохое питание, бедное витаминами, неблагоприятные природные и климатические условия).

Обследование

Традиционными методами обследования в офтальмологии являются офтальмоскопия и тестирование остроты зрения с помощью таблицы Орловой или Сивцева. Для детей с нарушением зрения существуют специальные методики, которые также позволяют установить качество связей зрительного анализатора с мозгом и его другими функциями. С этой целью проводят диагностику по методу Солнцева Л.Н., который включает оценку двигательных навыков, ассоциации речевых образов со зрительным представлением, способности воспроизвести формы и образы с помощью рисунка, возможность подражать действиям взрослого. В результате обследования возможно выявить уровень развития зрительного анализатора, умственных показателей и способности к обучению.

Диагностика

Окулист при обращении с жалобами на снижение остроты зрительной функции проводит ряд диагностических мероприятий. Основные – внешний осмотр, простые обследования, аппаратная диагностика заболевания. При внешнем осмотре специалист оценивает размеры, строение глаз, смотрит, как ребенок фиксирует предметы, реагирует на свет. Результаты анализа показывают, что ребенок плохо видит свет или, например, не может сфокусироваться в одной точке.

Читайте также:  Демодекоз, роаккутан при легкой стадии угревой болезни

Следующий этап проверки – офтальмоскопия, то есть осмотр глазного дна, оценка степени прозрачности структур глаза. Зрачок расширяется с применением специальных препаратов, которые закапываются за 20 минут до теста. После 3 лет острота зрения определяется по таблицам, при наличии отклонений проводится проверка с помощью линз.

Осмотр на щелевой лампе, биомикроскопия показывают наличие патологий радужки, хрусталика, сосудистых проблем. При необходимости проверяются поля зрения для разных цветовых спектров.

Пути решения проблем со зрением через театральную деятельность

Театральная деятельность как социально-культурная технология в работе с детьми-инвалидами исследуется в основном западными специалистами. Ими же получены результаты, свидетельствующие об ее перспективности.

Подобная деятельность наиболее близка и понятна любому ребенку, так как он легко входит в образ, чтобы выразить полученное впечатление или отразить свою выдумку.

Пути решения проблем со зрением через театральную деятельность

Такая деятельность по сути игра, и ребенок получает от нее огромное эмоциональное удовольствие. Вообще стоит отметить, что досуговое или социально-культурное пространство как нельзя лучше, подходит для решения задач адаптации детей с проблемами со зрением. Так как именно здесь происходит формирование и корректировка культурных потребностей личности. Выработка и фиксация реакций на вызовы среды.

Таким образом — у детей с нарушениями зрения часто снижена мотивация к познанию окружающего мира. Участие в театрализованной деятельности помогает развитию проявления любознательности, стремлению к узнаванию нового. Пониманию новой информации и новых способов взаимодействия, настойчивости, увлеченности. В конечном итоге, содействует общему развитию.

Профилактика ухудшения зрения

Профилактические меры, которые помогут избежать утраты зрения:

  1. Правильная организация рабочего места. Монитор следует отодвинуть от глаз на 50-60 см. Освещение должно падать слева. Стул должен иметь опору для спины, не быть слишком высоким, чтобы ноги доставали до пола.
  2. Полноценный рацион. В меню должны содержаться продукты с полезными для глаз веществами. К ним относятся: черника, цитрусовые, хурма, яйца, морепродукты, орехи, мед, тыква, печень.
  3. Витаминные комплексы. Принимать витамины и минералы для улучшения зрительных способностей лучше по рекомендации офтальмолога. В них должны содержаться витамины A, B, C, E, лютеин, зеаксантин, цинк, селен, медь.
  4. Капли для глаз. Лечебные капли нужно применять по рекомендации врача. Самостоятельно для профилактики излишней сухости можно использовать “искусственную слезу”.
  5. Гимнастика для глаза. Упражнения делают по утрам и вечерам, а также в течение рабочего дня во время перерывов при работе за компьютером. Перерывы необходимы через каждые 40 минут.
Читайте также:  Болезнь Бехчета - причины, симптомы, диагностика и лечение

Мнения о методике врачей и родителей

Большинство специалистов сходятся во мнении, что коррекционная программа Плаксиной Л.И. дает существенные результаты и помогает улучшить состояние ребенка. Родители сходятся во мнении, что программа помогает детям научиться пользоваться имеющимися возможностями зрения оптимально, что закладывает основы для дальнейшего развития.

Уникальная программа способствует социальной адаптации ребенка и обучает его игре. В садах, работающих по программе с коррекцией зрения, создаются группы детей, имеющих схожие нарушения зрения. Объединение по общему признаку дает комфортную среду для обучения ребенка.

Врачи настоятельно рекомендуют детям с существенными нарушения зрения пройти образовательную программу до школы по программе Плаксиной, которая создает самые щадящие условия для зрения одновременно давая нужный объем образования и воспитания каждому ребенку с учетом его состояния здоровья.

Программа для каждого детского сада и группы разрабатывается заново на основе общей системы, поэтому родители сходятся во мнении об индивидуальном подходе к обучению.

Отдельные семьи отмечают интенсивность занятий при относительно небольшой нагрузке, что бывает не совсем удобно. Но в целом все сходятся во мнении о высокой эффективности коррекционной программы Плаксиной, созданной для детей, имеющих нарушения зрения.