ВЫ ЗДЕСЬ

«Яндекс» скушал «Везёт»: что будет с ценами на такси в Казани? |

Дарья СУББОТИНА

Предрекают повышение цен на поездки в такси для пассажиров и дальнейшее ухудшение условий труда для водителей казанские таксисты и эксперты в сфере бизнеса и финансов из-за слияния агрегаторов «Яндекс.Такси» и «Везет». «От «Яшки» только негатива можно ждать», — обсуждают новость в своих пабликах работники баранки. А Общероссийское объединение пассажиров тем временем уже отправило письмо в ФАС с просьбой проверить сделку на предмет соответствия закону «О защите конкуренции».

Об объединении двух онлайн-агрегаторов объявила на днях пресс-служба «Яндекс.Такси», подчеркнув, что сделка будет иметь исключительно позитивные последствия для водителей и пассажиров:

«Компания MLU B.V. (далее — «Яндекс.Такси») заключила соглашение о покупке программного обеспечения и кол-центров группы компаний «Везёт». В течение трех лет «Яндекс.Такси» вложит около 8 млрд рублей в развитие такси в регионах России, из них примерно 4 млрд пойдут на внедрение технологий, обеспечивающих безопасность поездок, и еще столько же — на программы поддержки местных таксопарков и водителей»… «Везёт» и «Яндекс.Такси» продолжат расширять существующие центры обучения водителей и открывать новые. Водители и таксопарки после закрытия сделки перейдут на единую технологическую платформу «Яндекс.Такси». Среди особенностей платформы — продвинутые технологии обеспечения безопасности и эффективный механизм распределения заказов…»

Стоит отметить, что это не первое объединение онлайн-агрегаторов такси. В феврале 2018 года «Яндекс.Такси» слился с Uber в компанию MLU B.V.

Нынешнюю сделку, после которой, как сообщает пресс-служба «Яндекса», «56,2% «Яндекс.Такси» будет принадлежать «Яндексу», 35,0% — Uber, а 5,3% — сотрудникам в рамках программы поощрения», планируется завершить до конца 2019 года. Для этого нужно только, чтобы ее одобрила Федеральная антимонопольная служба. В свою очередь Общероссийское объединение пассажиров уже обратилось в ФАС с просьбой присмотреться к сделке. Ведь после нее «Яндекс.Такси», по сути, станет монополистом на рынке такси в России, что грозит ростом цен на перевозки и другими неприятными последствиями.

Наряду с пассажирами ничего хорошего не ждут от монополии и казанские таксисты, которые безуспешно добиваются повышения тарифов и улучшения условий своего труда. Они считают, что, избавившись от всех конкурентов, «Яндекс.Такси» все же повысит тарифы, но водители от этого точно не выиграют:

«От «Яшки» только негатива можно ждать. Хорошего ничего не будет»;

«Осталось поглотить еще одну контору под названием ТТ («Такси Татарстан». — «ВК»), и усе — монополия 100%»;

«Комиссию, наверное, сделают для водил 30%»;

«Куда смотрят антимонопольщики?».

Опасения водителей разделяет и казанский бизнесмен Александр Братчиков, который настолько озаботился проблемой низких заработков таксистов, что даже отправил недавно президенту РТ Рустаму Минниханову письмо с просьбой запретить в республике деятельность онлайн-агрегаторов и создать муниципальное такси.

— Очевидно, что цель любой компании, которая становится монополистом на рынке, — получение большего дохода. «Яндекс» и сейчас уже сильнее всех на рынке такси, но, видимо, старается подмять его под себя полностью. При этом повышение тарифов на таксистах не скажется — они как зарабатывают копейки, так и будут зарабатывать, — уверен Братчиков. — Что касается пассажиров, думаю, что после установления монополии цены для них могут вырасти не то что на 10 — 20%, а в разы. Помните, как с цементом было? Когда одна российская компания скупила почти все цементные заводы. Дошло до того, что в Татарстан цемент везли из Китая, потому что это было дешевле, чем покупать в России.

Доктор экономических наук, профессор КФУ Игорь Кох считает, что повышению цен на поездки в такси может предшествовать их понижение до рекордных отметок.

— Если монополист сочтет необходимым убрать с рынка оставшихся конкурентов, то он может снизить цену настолько, что конкуренты не выдержат. А в дальнейшем, когда конкурентов не будет, монополист, пользуясь своим положением, поднимет цену настолько, насколько сочтет нужным. Монополизация, как правило, ничего хорошего не приносит, — напомнил профессор закон экономики. — Я согласен, что антимонопольная служба должна проверить эту сделку.

Доктор экономических наук так же считает, что в случае установления монополии на рынке такси водителей может ждать ужесточение условий труда. 

— Если сократится количество агрегаторов, усилится конкуренция среди водителей, желающих работать в такси, — пояснил Кох. — Соответственно, монополист сможет диктовать свои условия — заставить людей более интенсивно работать, не повышая им зарплату.

В пресс-службе «Яндекс. Такси» заверили «Вечернюю Казань», что «менять тарифы для пассажиров в связи со сделкой не планируется». Что касается дохода водителей, то он, как пояснили в компании, «сильно зависит от того, какую часть времени за смену водитель везет пассажира (то есть зарабатывает деньги) и какую часть проводит «вхолостую», например, ожидая заказа или направляясь за пассажиром, чтобы забрать его. Перевод водителей на единую платформу в результате сделки существенно увеличит плотность заказов и их «потоковость». То есть, получить заказ максимально близко к тому месту, где водитель находится сейчас, и получить его максимально быстро будет проще. Таким образом, сокращается «холостое» время, растет полезный пробег и вместе с тем увеличивается доход водителя».

Источник evening-kazan.ru

Добавить комментарий

Top